• Сделать стартовой

• Добавить в избранное

 
 .:Материалы для тренеров 
 
Здравствуй посетитель ! ! !
 

Скалодром в условиях школы

Статья подготовлена Маховым И.И.

    В нашей школе уже много лет существует туристский клуб. Потребность в физическом развитии, поиск новых форм работы с учащимися, учитывая их стремление к экстремальным видам спорта,  натолкнула нас на мысль создания в школе скалодрома.

 Наличие скалодрома позволяет расширить диапазон двигательных  возможностей при минимальных размерах площади спортивного зала, т.к. конструкция монтируется возле стены и не занимает много места. Желающие “залезть под потолок” найдутся всегда. Кроме того, скалолазание - это отличная гимнастика, тренирующая все группы мышц, вестибулярный аппарат и включающая целый комплекс различных упражнений.

Известные нам проекты скалодромов  требуют больших материальных и технических затрат. Мы же хотим познакомить с таким, создание которого реально без больших вложений и сложного технического труда. Главное -  творчество и  терпение.

Для строительства скалодрома (Рис.1) в школе нам понадобилась ровная стена высотой 6,5 метров и шириной 3 метра, 32 самостоятельно изготовленных зацепки, для страховки 3 крепежа   (каждый с карабином), верёвка длиной 25 метров, толщиной 10 мм, 2 страховочных обвязки типа « беседка », 1 карабин для крепления страхующей веревки к участнику, 1 карабин и спусковое устройство типа «восьмерка» или «лепесток» для организации страховки снизу и вышка для сооружения скалодрома.

Вначале была составлена схема маршрутов и расположения зацепок на стене, крепления крепежей страховки сверху и снизу. Она сделана  с учетом конструктивных особенностей спортивного зала: скалодром находится в углу, рядом расположено окно из стеклоблоков. Используя естественные углы зала, как препятствия, мы распланировали скалодром таким образом, чтобы внутренний и наружный углы были включены в его маршруты.

     Для изготовления зацепок (Рис. 2) мы использовали куски покрышки от грузовика, 32 болта – самореза 7 x 117 мм, столько же пластиковых вставок и шайб. Болт с шайбой вкручивается в заранее просверленное отверстие в покрышке, шайба обязательна, т.к. зацеп после установки без шайбы на стене будет вращаться. Покрышка исполняет роль зацепки, где размер и форма зависят только от нашей фантазии. У нас получились зацепки длиной от 50 до 100 мм, высотой 40 – 60 мм и толщиной 10 – 15 мм.

Зацепки должны быть очень хорошо закреплены, так как от этого зависит безопасность участников. Для этого в стене просверливается отверстие глубиной 70 – 80 мм, в которое встав-ляются пластиковые вставки и вкручиваются зацепки. При этом надо учесть, что при затягивании болтов уменьшается размер зацепок и ухватиться за них будет сложнее и болезненнее для пальцев. Чтобы облегчить прохождение маршрута, мы рекомендуем зацепки изготавливать из нескольких слоёв покрышек. При этом не следует очень упрощать дистанцию прохождения. Большие и маленькие зацепки надо чередовать. Такое чередование позволяет детям зависать на одной зацепке, представляя себя, например, в роли С. Сталлоне из фильма «Скалолаз».

Перегрузка дистанции частым расположением больших зацепок может привести к потере интереса и снижению роста двигательной активности, т.к. преодолевать путь станет значительно легче.

    Очень важным моментом в создании скалодрома является крепление элементов страховки наверху (Рис. 3). Для изготовления трех крепежей элементов страховки мы использовали: 3 болта – самореза 9 x 197 мм, столько же изогнутых железных пластин 5 х 15 мм и толщиной 5 мм, с просверленными двумя отверстиями диаметром 11 мм для болта – самореза и карабина, 6 шайб по 2 на каждый крепеж и три пластиковых вставки. Для выполнения требований по технике безопасности, в заранее отведённое место для крепежа, мы просверлили отверстие глубиной 190 мм, вставили пластиковые вставки и вкрутили болт с крепежом и карабином.  Рядом с готовым крепежом - просверлили отверстие в стене и вкрутили ещё один такой же, для страховки первого, а на расстоянии 2,5 метров сделали третий крепёж с карабином для отведения страхующей веревки в сторону. Если третий крепеж не сделать, то тогда страхующий участник будет находиться под участником, преодолевающим скалодром, а при наличии третьего крепежа, страхующий будет стоять в стороне, что безопаснее для страхующего и участника. Кроме того, при наличии третьего крепежа уменьшается  угол страховки через карабин и веревка не так сильно трется.

После завершения строительных работ, когда все зацепки расположены на своих местах, их красят в разные цвета. Но делать это надо только после их полной и качественной установки. Предварительная же покраска при установке может потрескаться и отвалиться,  так как покрышка после затягивания болта будет деформироваться. Детей всегда привлекает всё яркое и необычное. Поэтому скалодром мы украсили разноцветными стрелочками из  самоклеющейся пленки. Такой скалодром оживляет не только внешний вид спортивного зала, но и позволяет разнообразить задания. Теперь по мере подготовленности участников к скалолазанию, можно усложнять прохождение, для этого на скалодроме размечено три различных по уровню сложности дистанции. На самом верху возле крепежей страховки, посередине и по краям скалодрома, мы приклеили 3 квадратика разного цвета (Рис. 4) для обозначения финиша маршрутов – упрощённого, среднего и сложного. Из этих трёх маршрутов можно составлять различные комбинации. Например, долезть до красного квадрата, не касаясь зеленых и синих зацепок, или наоборот, пройти только по красным зацепкам или только по синим - до синего квадрата.    Пройдя   несколько раз    маршрут,       дети начинают сами придумывать себе новые пути и задания.   

 Раз в год появляется необходимость в замене маршрутов. Для этого необходимо выкрутить некоторые основные зацепки и поменять их местами или вкрутить в заранее просверленные отверстия с пластиковыми вставками. Даже замена трех, четырех зацепок разных цветов приводит к полному изменению маршрута прохождения.

Работу на скалодроме можно использовать и на уроках. Особенно  продуктивны они на занятиях по  гимнастике. Проводя основную часть урока методом круговой тренировки, одной из групп предлагается работа на скалодроме. Дети надевают страховочные системы и по очереди выполняют различные задания в зависимости от своей подготовки, а учитель или заранее подготовленный ученик осуществляет при этом страховку.  Это вызывает не только интерес к занятиям физической культурой, повышает двигательную активность и плотность урока, но и даёт огромный эмоциональный заряд, который так важен для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни.

 

 

 Просим оставлять комментарии и пожелания в гостевой страничке нашего сайта

  

 
 

Hosted by uCoz