Скалодром в
условиях школы
Статья подготовлена Маховым И.И.
В нашей школе уже много лет
существует
туристский
клуб.
Потребность в физическом
развитии, поиск новых форм работы с учащимися,
учитывая их стремление к экстремальным видам
спорта, натолкнула нас на мысль создания в
школе скалодрома.
Наличие
скалодрома позволяет расширить диапазон
двигательных возможностей при минимальных
размерах площади спортивного зала, т.к.
конструкция монтируется возле стены и не
занимает много места. Желающие “залезть под
потолок” найдутся всегда. Кроме того,
скалолазание - это отличная гимнастика,
тренирующая все группы мышц, вестибулярный
аппарат и включающая целый комплекс различных
упражнений.
Известные
нам проекты скалодромов требуют больших
материальных и технических затрат. Мы же хотим
познакомить с таким, создание которого реально
без больших вложений и сложного технического
труда. Главное - творчество и терпение.
Для строительства
скалодрома (Рис.1) в школе нам понадобилась
ровная стена высотой 6,5 метров и шириной 3
метра, 32 самостоятельно изготовленных зацепки,
для страховки 3 крепежа (каждый с карабином),
верёвка длиной 25 метров, толщиной 10 мм, 2
страховочных обвязки типа « беседка », 1 карабин
для крепления страхующей веревки к участнику, 1
карабин и спусковое устройство типа
«восьмерка»
или «лепесток» для организации страховки снизу и
вышка для сооружения скалодрома.
Вначале была
составлена схема маршрутов и расположения
зацепок на стене, крепления крепежей страховки
сверху и снизу. Она сделана с учетом
конструктивных особенностей спортивного зала:
скалодром находится в углу, рядом расположено
окно из стеклоблоков. Используя естественные
углы зала, как препятствия, мы распланировали
скалодром таким образом, чтобы внутренний и
наружный углы были включены в его маршруты.
Для
изготовления зацепок (Рис. 2) мы использовали
куски покрышки от грузовика, 32 болта – самореза
7 x 117 мм, столько же
пластиковых вставок и шайб. Болт с шайбой
вкручивается в заранее просверленное отверстие в
покрышке, шайба обязательна, т.к. зацеп после
установки без шайбы на стене будет вращаться.
Покрышка исполняет роль зацепки, где размер и
форма зависят только от нашей фантазии. У нас
получились зацепки длиной от 50 до 100 мм,
высотой 40 – 60 мм и толщиной 10 – 15 мм.
Зацепки должны быть очень хорошо закреплены, так
как от этого зависит безопасность участников.
Для этого в стене просверливается отверстие
глубиной 70 – 80 мм, в которое встав-ляются
пластиковые вставки и вкручиваются зацепки. При
этом надо учесть, что при затягивании болтов
уменьшается размер зацепок и ухватиться за них
будет сложнее и болезненнее для пальцев. Чтобы
облегчить прохождение маршрута, мы рекомендуем
зацепки изготавливать из нескольких слоёв
покрышек. При этом не следует очень упрощать
дистанцию прохождения. Большие и маленькие
зацепки надо чередовать. Такое чередование
позволяет детям зависать на одной зацепке,
представляя себя, например, в роли С. Сталлоне
из фильма «Скалолаз».
Перегрузка дистанции частым расположением
больших зацепок может привести к потере интереса
и снижению роста двигательной активности, т.к.
преодолевать путь станет значительно легче.
Очень важным моментом в создании скалодрома
является крепление элементов страховки наверху
(Рис. 3). Для изготовления трех крепежей
элементов страховки мы использовали: 3 болта –
самореза 9 x 197 мм,
столько же изогнутых железных
пластин 5 х 15 мм и толщиной 5 мм, с
просверленными двумя отверстиями диаметром 11 мм
для болта – самореза и карабина, 6 шайб по 2 на
каждый крепеж и три пластиковых вставки. Для
выполнения требований по технике безопасности, в
заранее отведённое место для крепежа, мы
просверлили отверстие глубиной 190 мм, вставили
пластиковые вставки и вкрутили болт с крепежом и
карабином. Рядом с готовым крепежом -
просверлили отверстие в стене и вкрутили ещё
один такой же, для страховки первого, а на
расстоянии 2,5 метров сделали третий крепёж с
карабином для отведения страхующей веревки в
сторону. Если третий крепеж не сделать, то тогда
страхующий участник будет находиться под
участником, преодолевающим скалодром, а при
наличии третьего крепежа, страхующий будет
стоять в стороне, что безопаснее для страхующего
и участника. Кроме того, при наличии третьего
крепежа уменьшается угол страховки через
карабин и веревка не так сильно трется.
После завершения
строительных работ, когда все зацепки
расположены на своих местах, их красят в разные
цвета. Но делать это надо только после их полной
и качественной установки. Предварительная же
покраска при установке может потрескаться и
отвалиться, так как покрышка после затягивания
болта будет деформироваться. Детей всегда
привлекает всё яркое и необычное. Поэтому
скалодром мы украсили разноцветными стрелочками
из самоклеющейся пленки. Такой скалодром
оживляет не только внешний вид спортивного зала,
но и позволяет разнообразить задания. Теперь по
мере подготовленности участников к скалолазанию,
можно усложнять прохождение, для этого на
скалодроме размечено три различных по уровню
сложности дистанции. На самом верху возле
крепежей страховки, посередине и по краям
скалодрома, мы приклеили 3 квадратика разного
цвета (Рис. 4)
для
обозначения финиша маршрутов – упрощённого,
среднего и сложного. Из этих трёх маршрутов
можно составлять различные комбинации. Например,
долезть до красного квадрата, не касаясь зеленых
и синих зацепок, или наоборот, пройти только по
красным зацепкам или только по синим - до синего
квадрата. Пройдя несколько раз
маршрут, дети начинают сами придумывать
себе новые пути и задания.
Раз в год
появляется необходимость в замене маршрутов. Для
этого необходимо выкрутить некоторые основные
зацепки и поменять их местами или вкрутить в
заранее просверленные отверстия с пластиковыми
вставками. Даже замена трех, четырех зацепок
разных цветов приводит к полному изменению
маршрута прохождения.
Работу на скалодроме можно использовать и на
уроках. Особенно продуктивны они на занятиях
по гимнастике. Проводя основную часть урока
методом круговой тренировки, одной из групп
предлагается работа на скалодроме. Дети надевают
страховочные системы и по очереди выполняют
различные задания в зависимости от своей
подготовки, а учитель или заранее подготовленный
ученик осуществляет при этом страховку. Это
вызывает не только интерес к занятиям физической
культурой, повышает двигательную активность и
плотность урока, но и даёт огромный
эмоциональный заряд, который так важен для
формирования у учащихся навыков здорового образа
жизни.
Просим оставлять
комментарии и пожелания в
гостевой страничке
нашего сайта
|