• Сделать стартовой

• Добавить в избранное

 
 .:Материалы для тренеров 
 
Здравствуй посетитель ! ! !
 

РОЛЬ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ В ОЗДОРОВЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ

 Статья подготовлена Маховым И.И.  

     Формирование здорового образа жизни стало сегодня одной из приоритетных задач государства, общества и каждой личности в отдельности. Её выполнение тесно связано с приобщением всех групп населения,  особенно детей и подростков, к регулярным занятиям спортом, оздоровительным мероприятиям.

      История развития человечества показывает, что наш организм в ходе своей эволюции запрограммирован природой для движения на протяжении всей жизни с раннего детства до глубокой старости. Мышечная деятельность была решающей для его существования в древности, сердечно-сосудистая система приспособилась к непрерывным весьма высоким физическим нагрузкам. Организм развивался с учетом основных потребностей, обеспечивающих выживание, совершенствование навыков, развитие физических качеств. В итоге своего развития человечество научилось облегчать свой труд, ограждать себя от пагубного влияния внешней среды, обеспечивать продуктами питания, теплом и многим другим с меньшими физическими затратами. Именно это и привело к тому, что человек начал испытывать "мышечное голодание". Вместе с уменьшением двигательной активности человек стал ощущать частые нервно-психические срывы, усталость и быстрое утомление, повышение заболеваемости.

       Организм человека обладает огромными потенциальными резервами в борьбе с болезнями и старением, являясь, по выражению И. П. Павлова, «олицетворением ресурсов беспредельной природы». Беда в том, что мы нерациональным образом жизни подрываем его защитные силы, обрекая себя на преждевременное старение и болезни, ограничиваем наше общение с природой, не обеспечиваем необходимый для здоровья объем двигательной деятельности. Между тем ученые установили: для поддержания здоровья — и физического и психического — каждый из нас должен осуществлять двигательную активность в естественных природных условиях минимум 200 часов в год. Это не так уж и много — всего три выходных дня в месяц. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, даже в дни проведения уроков физической культуры в школе, при отсутствии другой двигательной ак­тивности, дети недополучают до 40 %, а без уроков физкультуры — до 80 % и более движений.

       Сейчас существует множество разнообразных спортивных и оздоровительных программ, но мы бы хотели остановиться на рекреационном и оздоровительном значении туризма в форме туристских походов, вскрыть механизмы благоприятного воздействия двигательной активности на организм учащихся.

     Туризм - своеобразный вид физкультурно-спортивной деятельности. Это не просто увлечение или мода. Это жизненная потребность, которая включает широкую программу: от простого похода выходного дня, вы­полнение которого под силу любому учащемуся, классному коллективу, независимо от возраста и даже здоровья, до путешествия высшей категории сложности, требующего от туриста физического совер­шенства и безукоризненного владения техникой. Туризм доступен каждому, поскольку физическая нагрузка регулируется в нем произвольно, в свободной форме, вместе с тем в течение похода организм совершает значительные энергозатраты. Во время ходьбы, особенно отягощенной тяжестью рюкзака, в движении принимают участие практически все основные группы мышц: конечностей, спины, диафрагмы, грудной клетки. А постоянное общение с природой, влияние её естественных факторов - свежий воздух, вода и солнце, дают возможность психологической разгрузки, снимают нервное напряжение, повышают положительный эмоциональный фон. Активное передвижение, радость неформального дружеского общения, возможность прекрасно отдохнуть от повседневных забот, от «шума городского», получить отличный заряд бодрости и закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха выходного дня. Наиболее оздоровительный эффект возникает тогда, когда учащиеся школ на лоне природы находятся минимум 5 — 6 часов. Польза пребывания на воздухе ни у кого не вызывает сомнения, т.к. в этот период организм насыщается кислородом. Высокая ионизация воздуха повышает окислительно-восстановительные процессы в организме, способствует уменьшению и устранению спазмов сосудов и бронхов. Щедро насыщенный фитонцидами воздух лесов, является профилактикой многих хронических заболеваний.

       Оказавшись в походе, юные туристы проходят комплекс естественных оздоровительных процедур. Так, например, когда человек бежит, в условиях естественной природной среды, то сила встречного воздуха даже в безветрие достигает 3-4 баллов. Подобная аэрация улучшает потоотделение, активизирует кожное дыхание, уменьшает неблагоприятное действие жары на организм. Солнечно-воздушные ванны повышают устойчивость организма к инфекциям, улучшают обменные процессы, способствуют рассасыванию остаточных воспалительных процессов. Купание и обливание - исключительно благотворны для устранения и уменьшения нервно - сосудистых расстройств, повышают устойчивость организма к температурным контрастам и охлаждениям.

Следует отметить некоторые характерные особенности туристских походов, как одной из форм физических занятий с учащимися общеобразовательных школ. Одной из них является массовость. Однако она зависит от длительности похода и его сложности. Чем сложнее маршрут и длительный период похода, тем меньше состав его учащихся. Другая особенность – возможность приобретения жизненно важных знаний, умений, навыков необходимых в быту, в изменяющихся внешних условиях, в экстремальных ситуациях, которые не предусмотрены содержанием программы по физической культуре в школе. Следующая особенность – расширение кругозора, общекультурное развитие, освоение региональных традиций, обычаев, воспитание чувства гражданственности и патриотизма. Благоприятные условия для формирования устойчивой потребности к занятиям физической культурой, в частности туризмом, на всю дальнейшую жизнь. Наконец, в туристских походах происходит активное воспитание личности, коррекция её поведения, способов взаимоотношений с людьми. При этом оптимизация отношений наблюдается не только в системе «ученик – ученик», но и в системе «ученик – учитель», «ученик – родитель».

Таким образом, туристские походы оказывают существенное воздействие на физическое, психическое и социальное здоровье учащихся. Они имеют собственные механизмы оздоровления и специфические особенности, как формы физкультурно-оздоровительных занятий со школьниками. Дальнейшее изучение методики содержания школьного туризма, технологии организации и проведения туристских походов позволят повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы в школе.

 

 
 

Hosted by uCoz