РОЛЬ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ В ОЗДОРОВЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ
Статья
подготовлена Маховым И.И.
Формирование
здорового образа жизни стало сегодня одной из
приоритетных задач государства, общества и
каждой личности в отдельности. Её выполнение
тесно связано с приобщением всех групп
населения, особенно детей и подростков, к
регулярным занятиям спортом, оздоровительным
мероприятиям.
История развития человечества
показывает, что наш организм в ходе своей
эволюции запрограммирован природой для движения
на протяжении
всей жизни с раннего детства до
глубокой старости. Мышечная деятельность была
решающей для его существования в древности,
сердечно-сосудистая система приспособилась к
непрерывным весьма высоким физическим нагрузкам.
Организм развивался с учетом основных
потребностей, обеспечивающих выживание,
совершенствование навыков, развитие физических
качеств. В итоге своего развития человечество
научилось облегчать свой труд, ограждать себя от
пагубного влияния внешней среды, обеспечивать
продуктами питания, теплом и многим другим с
меньшими физическими затратами. Именно это и
привело к тому, что человек начал испытывать
"мышечное голодание".
Вместе с уменьшением
двигательной активности человек стал ощущать
частые нервно-психические срывы, усталость и
быстрое утомление, повышение заболеваемости.
Организм человека обладает
огромными потенциальными резервами в борьбе с
болезнями и старением, являясь, по выражению И.
П. Павлова, «олицетворением ресурсов
беспредельной природы». Беда в том, что мы
нерациональным
образом жизни подрываем его
защитные силы, обрекая себя на преждевременное
старение и болезни, ограничиваем наше общение с
природой, не обеспечиваем необходимый для
здоровья объем двигательной деятельности.
Между тем ученые
установили: для поддержания здоровья — и
физического и психического — каждый из нас
должен осуществлять двигательную активность в
естественных природных условиях минимум 200
часов в год. Это не так уж и много — всего три
выходных дня в месяц.
По данным Института возрастной физиологии Российской
академии образования, даже в дни проведения
уроков физической культуры в школе, при
отсутствии другой двигательной активности, дети
недополучают до 40 %, а без уроков физкультуры —
до 80 % и более движений.
Сейчас существует
множество разнообразных спортивных и
оздоровительных программ, но мы бы хотели
остановиться на рекреационном и оздоровительном
значении туризма в форме туристских походов,
вскрыть механизмы благоприятного воздействия
двигательной активности на организм учащихся.
Туризм - своеобразный
вид физкультурно-спортивной деятельности. Это не
просто увлечение или мода. Это жизненная
потребность, которая включает широкую программу:
от простого похода выходного дня, выполнение
которого под силу любому учащемуся, классному
коллективу, независимо от возраста и даже
здоровья, до путешествия высшей категории
сложности, требующего от туриста физического
совершенства и безукоризненного владения
техникой.
Туризм доступен каждому,
поскольку физическая нагрузка регулируется в нем
произвольно, в свободной форме, вместе с тем в
течение похода организм совершает значительные
энергозатраты. Во время ходьбы, особенно
отягощенной тяжестью рюкзака, в движении
принимают участие практически все основные
группы мышц: конечностей, спины, диафрагмы,
грудной клетки. А
постоянное общение с природой, влияние её
естественных факторов - свежий воздух, вода и
солнце, дают возможность психологической
разгрузки,
снимают нервное напряжение, повышают
положительный эмоциональный фон. Активное
передвижение, радость неформального дружеского
общения, возможность прекрасно отдохнуть от
повседневных забот, от «шума городского»,
получить отличный заряд бодрости и закалки
делают туристские походы лучшим видом отдыха
выходного дня.
Наиболее оздоровительный эффект возникает тогда,
когда учащиеся школ на лоне природы находятся
минимум 5 — 6 часов. Польза пребывания на
воздухе ни у кого не вызывает сомнения, т.к. в
этот период организм насыщается кислородом.
Высокая ионизация воздуха повышает
окислительно-восстановительные процессы в
организме, способствует уменьшению и устранению
спазмов сосудов и бронхов. Щедро насыщенный
фитонцидами воздух лесов, является профилактикой
многих хронических заболеваний.
Оказавшись в походе,
юные туристы проходят комплекс естественных
оздоровительных процедур. Так, например, когда
человек бежит, в условиях естественной природной
среды, то сила встречного воздуха даже в
безветрие достигает 3-4 баллов. Подобная аэрация
улучшает потоотделение, активизирует кожное
дыхание, уменьшает неблагоприятное действие жары
на организм. Солнечно-воздушные ванны повышают
устойчивость организма к инфекциям, улучшают
обменные процессы, способствуют рассасыванию
остаточных воспалительных процессов. Купание и
обливание - исключительно благотворны для
устранения и уменьшения нервно - сосудистых
расстройств, повышают устойчивость организма к
температурным контрастам и охлаждениям.
Следует отметить
некоторые характерные особенности туристских
походов, как одной из форм физических занятий с
учащимися общеобразовательных школ. Одной из них
является массовость. Однако она зависит
от длительности похода и его сложности. Чем
сложнее маршрут и длительный период похода, тем
меньше состав его учащихся. Другая особенность –
возможность приобретения жизненно важных
знаний, умений, навыков необходимых в быту,
в изменяющихся внешних условиях, в экстремальных
ситуациях, которые не предусмотрены содержанием
программы по физической культуре в школе.
Следующая особенность – расширение кругозора,
общекультурное развитие, освоение региональных
традиций, обычаев, воспитание чувства
гражданственности и патриотизма. Благоприятные
условия для формирования устойчивой
потребности к занятиям физической культурой,
в частности туризмом, на всю дальнейшую жизнь.
Наконец, в туристских походах происходит
активное воспитание личности, коррекция её
поведения, способов взаимоотношений с людьми.
При этом оптимизация отношений наблюдается не
только в системе «ученик – ученик», но и в
системе «ученик – учитель», «ученик – родитель».
Таким образом,
туристские походы оказывают существенное
воздействие на физическое, психическое и
социальное здоровье учащихся. Они имеют
собственные механизмы оздоровления и
специфические особенности, как формы
физкультурно-оздоровительных занятий со
школьниками. Дальнейшее изучение методики
содержания школьного туризма, технологии
организации и проведения туристских походов
позволят повысить эффективность
физкультурно-оздоровительной работы в школе.
|