• Сделать стартовой

• Добавить в избранное

 
 .:Материалы для тренеров 
 
Здравствуй посетитель ! ! !

 

 ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ТУРИСТСКОГО МНОГОБОРЬЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 Статья подготовлена Маховым И.И.

Современные школьные программы по физической культуре наряду с обязательным базовым компонентом предусматривают включение в образовательный процесс обучение дополнительным видам спорта через вариативную часть, что составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Вариативная часть используется педагогом исходя из конкретных региональных, национальных особенностей работы образовательного учреждения. Являясь дополнением базовой части, она способствует расширению интереса к занятиям физической культуры и планируется с учетом индивидуальных способностей детей. Следовательно, разнообразное планирование вариативной части позволяет добиваться более продуктивного обучения предмету.

Учитывая, что в последнее время в средствах массовой информации культивируются виды «экстремального» спорта, различные многодневные «трофи рейды», шоу с элементами выживания в естественной среде, у школьников значительно проявляется интерес к такому роду деятельности. Поэтому одним из вариантов дополнительного использования часов может стать туризм, а именно туристское многоборье, как наиболее доступный для школы вид спортивного туризма.

Туристское многоборье – это  специфический вид туристской деятельности, который открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. В настоящее время накоплен достаточно огромный опыт по туристской подготовке в системе дополнительного образования:  центрах и станциях детского и юношеского туризма, спортивных школах.  В программы по физической культуре для общеобразовательных школ в урочную систему ни один из видов спортивного туризма не включен. Данное положение многие специалисты объясняют тем, что в школе отсутствует туристское оборудование и снаряжение, а также недостаточно разработано программно-методическое обеспечение, необходимое для введения туризма на уроках физической культуры.

Многолетний опыт работы в школе и в туристской секции позволяет нам констатировать, что первоначально такие уроки можно проводить с минимальным  наличием специального технического оснащения, так как задания не потребуют страховочного (туристского) снаряжения. Отсутствие программно-методического обеспечения для знакомства с основами туристской подготовки можно компенсировать существующими программами по спортивному туризму, ограничиваясь теми материалами, которые возможны для использования в условиях школьного спортивного зала и пришкольной площадки. В 5-7 классах на вариативную часть в программе отводится до 14 часов. Этого времени достаточно, чтобы познакомить учащихся  с такими разделами, как: «Основы туризма», «Походная подготовка», «Обучение преодолению туристских препятствий», «Оказание первой доврачебной помощи».

Содержание раздела «Основы туризма» познакомит учащихся с историей развития туризма, правилами поведения туристов, техникой безопасности в классе, в спортивном зале и на местности. Следует ребятам раскрыть специальные понятия, характерные для специфики туризма, с которыми им часто придётся сталкиваться: карабины, перила, переправы, маятник, самостраховка. Также важно на каждом уроке уделить внимание вопросам воспитания нравственных качеств, таких как: взаимоотношения в коллективе, взаимопомощь, ответственность при выполнении своих обязанностей и т.д.

При изучении раздела «Походная подготовка» у школьников необходимо сформировать первоначальные туристские умения по организации быта в полевых условиях: разведением костра, установлением палатки, ориентированием по компасу, укладкой  рюкзака.Обучение преодолению туристских этапов следует начинать с преодоления препятствий без использования специального туристского снаряжения. Это могут быть: переправа по бревну с перилами и без них, кочки, гать, переправа маятником, узлы.  Методика обучения прохождению данных туристских препятствий широко представлена в туристской литературе. Если в школе позволяют условия и имеется в наличии необходимое туристское оборудование, то возможно включение и более сложных заданий, таких как: маятник, траверс, параллельная и навесная переправа.

Умения и навыки по оказанию первой доврачебной помощи и транспортированию пострадавшего жизненно необходимы. Этот раздел входит в программу ОБЖ. Но на уроках по спортивному туризму возможности практического совершенствования данных знаний  гораздо шире. Акцент следует сделать на разнообразные способы переноски пострадавшего, оказание помощи при травмах сборка насилок или волокуш с помощью подручных средств.

Учитывая ограниченность во времени, последовательность изучения материала и формирования туристских умений можно предложить следующую: на вводном уроке познакомить обучающихся с историей туризма, его традициями, постараться увлечь данным видом туристского многоборья. Это можно сделать как при помощи видеофильма, который должен содержать фрагменты туристских соревнований, походов, так и организовав заочную прогулку в лес с разнообразными препятствиями и заданиями в зале. Следует познакомить ребят с условиями проведения туристских уроков в  спортивном зале, а также полигоном для отработки умений в естественных условиях.

На последующих уроках осуществляется знакомство и отработка умений работать на туристских этапах. Для этого предусматриваются задания, которые требуют от учащихся проявление ловкости  (туристские переправы), координации (кочки, гать), внимательности (вязка узлов, оказание медицинской помощи),  сообразительности (установка палатки, укладка рюкзака).Обучение следует начинать с этапов «Переправа по бревну», «Кочки», «Установка палатки», «Вязка узла «проводник»». Они наиболее доступны,   интересны и из них можно комбинировать разнообразные соревновательные дистанции.

Организовать на уроке переправу по бревну можно с верёвочными перилами и без них. Для этого можно использовать  нестандартное оборудование, перевёрнутую гимнастическую скамейку, доски, гимнастическое бревно, установленное на высоте 30 см или просто обозначить его условно на полу мелом. Препятствие преодолевается по одному, участники движутся по бревну, держась за перильную верёвку руками;

Этап «Кочки» проходят без смены ног и со сменой. Оборудовать его легко  с помощью искусственных кочек (кругов из линолеума, ковриков, деревянных устойчивых брусков), которые устанавливаются зигзагообразно так, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Прохождение первой и последней кочки обязательны, остальные — произвольным порядком;

Этап установка и снятие палатки учит организовывать походный быт. Заранее установленную палатку надо снять и уложить в рюкзак. Палатку устанавливают ту, которую предполагают использовать в походе. При установке и снятии палатки проверяется организованность команды;

Умение вязать туристские узлы очень важно. Это обеспечивает безопасность участника, способствует быстрому прохождению этапов, дистанции. Начинать следует с общего ознакомления простых узлов: «прямой», «проводник простой», «булинь», «восьмерка». Отработку навыка лучше проводить, приближая к соревновательным условиям. Ученик вытаскивает карточку с наименованием узла,  завязывает, после чего показывают учителю. Это позволит чередовать работу на  техническом этапе и этапе без физической нагрузки.  Такая предварительная работа станет базовой для изучения последующего материала.

Специфика туристского многоборья позволяет на последующих уроках добавлять новые задания, которые можно проводить в занимательной, игровой форме, и таким образом, способствовать формированию многих важных прикладных умений и навыков.  Такими заданиями могут быть:

-   укладка рюкзака. Для задания необходим рюкзак, туристский коврик, спальный мешок, сменная обувь, фен, утюг, подушка и т.д. Все предметы предоставлены учителем. Задача для участников - выбрать необходимые для похода вещи и правильно их уложить. Задание может носить развлекательный характер;

-   написание списка необходимых в походе вещей. Заранее учитель подготавливает список, состоящий из 20-30 нужных и ненужных в походе предметов. Команды совещаются и выбирают самые необходимые;

-   гать (по наведённым перилам и самонаведением). Участники могут проходить, наступая только на опоры или уложенные на эти опоры жерди;

-   переправа маятником. Стоя за контрольной линией и используя маятниковую вертикальную веревку, учащийся должен преодолеть ручей (контрольный участок);

-   оказание первой доврачебной помощи. Для задания необходимо 3-4 набора (жгут, бинт, шины). По команде ученикам объявляется предполагаемая травма, после чего они приступают к оказанию помощи;

-   транспортировка пострадавшего. Возможно, это задание проводить, как продолжение первого. Например, «пострадавших», оказавшим помощь, по одному переносят на носилках в указанное учителем место. Время не учитывается, проверяется правильность и аккуратность движения.

С целью закрепления полученных умений, следует проводить на уроках эстафеты или соревнования. Для этого класс разбивается на 2-3 команды как на настоящих соревнованиях, придумывается туристское название и по очереди командами выполняются задания. Дистанция на каждом уроке должна меняться, поскольку осваиваются новые задания. Желательно продумывать соревнования так, чтобы этапы можно было преодолевать как лично, так и командно. Это позволит эффективно формировать двигательные умения, поддерживать интерес к таким урокам.

Структура уроков по туризму традиционная. В вводной части рассматриваются организационные и теоретические вопросы: сообщается тема и задачи  урока, правила техники безопасности. Подготовительная часть включает разминку и общеразвивающие упражнения.  Основная часть направлена на изучение основных задач урока: формирование прикладных навыков (обучение установке палатки, сборке рюкзака, оказанию доврачебной помощи и т.д.), развитие умений по  преодолению туристских препятствий (гать, кочки, бревно и т.д.). В заключительной части - упражнения на восстановление дыхания, беседа о практической значимости изученного на уроке, выставление оценок, задания на дом.

Уроки по туризму доступны любому учителю по физической культуре. Они не требуют специальных знаний, многочисленного туристского оборудования, но позволяют, используя педагогический потенциал туризма, решать многие образовательные задачи с детьми школьного возраста.

 

 
 

Hosted by uCoz